Стратегия развития ИТ-платформы в ЦДО детей «Эврика» / МУК-21 "Коньково"

В настоящее время международное разделение труда и информация являются частью мировой экономики. Поэтому современное образование продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Влияние образования на возможности трудоустройства и жизненный уровень человека стало намного существеннее, чем раньше. Конечно, требования, предъявляемые к образованию, изменились: наряду с базовыми знаниями, современный работник должен постоянно овладевать новыми знаниями и умениями и уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня от него требуется умение творчески мыслить, принимать решения и учиться на протяжении всей жизни.

Эффективная интеграция информационных технологий (ИТ) в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой экономике. Это требует соблюдения баланса между лучшими методами и технологиями традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от эффективного использования ИТ  для обеспечения нового уровня образования. Это достаточно весомая концепция, имеющая сегодня большую важность, чем несколько лет назад, когда она только появилась. Согласно концепции, современный мир является постоянно обновляемой средой обучения, в которой использование ИТ расширяет возможности обучения, предоставляя необходимый практический опыт их внедрения.

Компьютер в образовательных учреждениях и возникающие при этом проблемы

Для учебных и образовательных учреждений (ОУ) России выбор ИТ-платформы и приобретение компьютерной техники, сетевых и телекоммуникационных средств, программных продуктов, подключение к Интернету  — весьма непростые задачи. Сегодня ОУ должны использовать в процессе обучения только самые современные программные продукты и технологии, чтобы готовить пользователей и специалистов завтрашнего дня. Но ОУ находятся в жестких рамках бюджетных средств.

В то же время существуют завышенные ожидания, что компьютер в ОУ быстро облегчит жизнь учителя и администрации ОУ. Это, в свою очередь, является одной из причин быстрого разочарования в использовании компьютеров в ОУ. ИТ, повышая эффективность многих процессов, в том числе и учебного, дают качественно новый уровень общественного развития, но при этом неизбежно усложняют нашу жизнь. Соответственно, их внедрение усложняет и жизнь ОУ.

Очевидно, что до тех пор, пока преподаватели (не только и не столько учителя информатики) и администрация ОУ не смогут получить необходимого минимума знаний в области использования ИТ и на своем опыте убедиться в их практической ценности, компьютер и ИТ будут рассматриваться ими как нечто чужеродное.

Кроме того, нельзя недооценивать и другие проблемы, которые неизбежно возникают на пути внедрения ИТ. Они также затрагивают основные элементы информационной системы ОУ, это:

·                     базовая программная платформа, аппаратный комплекс (компьютеры, локальная сеть, доступ к Интернету).

·                     прикладное программное обеспечение (энциклопедии, медиа ресурсы, моделирование, управление административно-хозяйственным комплексом);

·                     методическое обеспечение;

·                     подготовка преподавателей и администрации.

Выбор платформы

Лидеры компьютерной индустрии затрачивают на совершенствование своих офисных программ сотни миллионов и миллиарды долларов, включая проведение интенсивных исследований в лучших научных лабораториях мира. Попытки реализовать аналогичное своими силами, скорее всего, обречены на неудачу. В связи с этим в ОУ необходимо внедрять стандартные решения в области аппаратного, телекоммуникационного и программного обеспечения. Это даст гарантию преемственности и практической востребованности. Бурное развитие ИТ приводит к снижению себестоимости производства аппаратных и программных средств, и, что более существенно, к поддержанию совместимости продуктов и компонентов в рамках магистрального направления развития ИТ.

Чаще всего, преподаватели применяют в своей работе приложения для выполнения следующих работ: редактирование текстов и ведение электронных таблиц, навигация по Интернету, создание презентаций, баз данных, интегрированных проектов. Следовательно, помимо операционной системы и браузера для работы в ОУ необходимы дополнительные программные средства, в том числе для работы с документами, Интернет публикациями и электронной почтой. Их состав определяется основными видами деятельности ОУ, среди которых можно выделить:

·                     обучение (использование компьютеров учащимися, преимущественно под контролем преподавателей),

·                     организацию учебного процесса (управление школьным хозяйством и бухгалтерия),

·                     преподавание (использование компьютеров учителями в учебной и методической работе),

·                     тренинг (самостоятельное освоение навыков, в том числе дистанционное заочное обучение),

·                     досуг (организация свободного времени школьников, общение со сверстниками в разных уголках страны и мира).

Как известно, в российской системе среднего образования, объединяющей школы, лицеи, гимназии, выделяются три основные образовательные области: естественные науки, гуманитарные науки и технологии (материальные и информационные). Что касается фундамента — общеобразовательных школ, то в них выделяют начальную школу (1—4 классы), среднюю школу (5—9 классы) и старшую школу (10—11 классы).

Для каждой из этих групп существуют свои особенности использования компьютеров. Однако, следует рассматривать базовые, а не специфические программные средства. Большинство ОУ отдают свои предпочтения продуктам фирмы Microsoft, которые, благодаря простоте освоения и интуитивно понятному интерфейсу, аккуратной поддержке русского языка и логичной интеграции функциональных возможностей, позволяют эффективно решать подавляющее большинство задач учебного процесса.  

Почему именно Microsoft?

Основная из главных причин: по статистике продукты Microsoft занимают доминирующее положение в области базового программного обеспечения. И ученик, как и учитель, за пределами ОУ неизбежно сталкиваются в жизни с продуктами Microsoft, поскольку они преобладают на трех основных рынках программного обеспечения(незначительно меняются со временем):

·                     клиентские операционные системы (Windows, 93%),

·                     офисные пакеты (Microsoft Office, 96%),

·                     веб - обозреватели (Internet Explorer, 88%).

Таким образом, основные причины целесообразности использования продуктов Microsoft в ОУ можно сформулировать следующим образом:

·                     Корпорация Microsoft де-факто задает промышленные стандарты построения программного обеспечения. Это естественное следствие того выбора, который делают пользователи во всем мире. Семейство операционных систем Microsoft Windows, офисные приложения Microsoft Office, браузер Internet Explorer, большое количество других продуктов Microsoft для настольных и серверных решений, для частного и корпоративного рынка следуют единым принципам организации систем и пользовательского интерфейса. Сейчас этим принципам следует подавляющее большинство производителей программных продуктов.

·                     Как лидер на ИТ-рынке, Microsoft во многом определяет его динамику. Тенденции, которые она закладывает в сегодняшние программные продукты, определяют их будущее развитие, а преемственность решений позволяет свести к минимуму необходимость переучивания при переходе от старых средств к новым.

·                     Пакет Microsoft Office является наиболее распространенным пакетом офисных программ в России и мире в целом. Этот пакет установлен на подавляющем большинстве ПК, имеющихся в самых различных организациях. Соответственно, чаще всего, необходимым требованием при приеме на работу является умение работать с Microsoft Office.

Очевидно, что продукты семейства Microsoft Office будут доминировать и в будущем.

Что еще понадобится ОУ

К стандартному базовому программному обеспечению ОУ с уверенностью можно отнести также следующие графические редакторы и программы, позволяющие создавать качественные Web-страницы: Macromedia Dreamweaver,  Adobe Photoshop, CorelDraw, Macromedia Flash.

Таким образом, для обеспечения высокого качества образовательных программ, как создаваемых своими силами, так и приобретаемых, необходимо следовать новейшим мировым тенденциям в области ИТ и технологий электронного образования. Также очень важно внедрять стандартные аппаратные и программные решения. Это дает гарантию совместимости, обеспечивающей единство образовательной среды, и расширяемости, позволяющей наращивать сервисные средства базового пакета за счет дополнительных продуктов данной компании-производителя.

Высокий уровень воплощения этих и других критериев, таких, как надежность, безопасность, удобство использования и администрирования, является отличительной чертой перечисленных выше программ, что обусловило их широкое распространение во всем мире.

Основные направления работы ОУ

На нынешнем этапе развития ИТ нужно более активно применять ИТ во всей системе образования, пересматривая методы преподавания, а также роль и место новых технологий в сфере начального, среднего, высшего, дополнительного, и непрерывного образования. Поэтому в течение многих лет МУК-21, функционируя по профилю ИТ, обучил более 65 тысяч щкольников, многие из которых стали (и становятся) известными ИТ-специалистами.

В настоящее время МУК-21 получил статус Центра дополнительного образования детей «Эврика», где дети и их родители имеют доступ к  инновационным обучающим курсам и информации, чтобы познакомить школьников с новыми ИТ и научить их жить в глобальном информационном обществе, продуктивно используя ИТ в обучении и решении социально значимых задач.

Центр «Эврика», по нашему мнению, должен стать связующим звеном с порталами дистанционного обучения, с обучением преподавателей, разработкой мультимедийных и Интернет публикаций, а также планированием и реализацией совместных проектов для школьников , родителей и преподавателей.

В Центре планируется повышение навыков преподавателей в создании современных учебных материалов; разработки альтернативных методов обучения и переобучения работников; формирования культуры обучения на протяжении всей жизни и обеспечения равного доступа к услугам в области образования.

Одной из приоритетных задач Центра «Эврика» является обеспечение обучающихся и преподавателей необходимыми техническими и программными средствами. Наряду с этим, будем стремиться осуществить подключение всех учебных и лекционных кабинетов к Интернету, включая мобильные компьютерные классы.

Об Интернет и веб технологиях

Интернет и веб технологии становятся ключевыми факторами развития национальных систем электронного обучения. Поэтому считаем, что важным показателем Центра будет являться предоставляемая возможность доступа всех обучающихся к учебным веб курсам в Интернете. Наиболее популярной услугой в Интернете является электронная почта, далее идут учебная информация, развлечения, спортивная информация, новости и путешествия. Следовательно, и Центр «Эврика» должен охватывать весь спектр востребованных услуг.

Что может создать ЦДО детей «Эврика» для дополнительного образования

Считаем, что, если заинтересовать обучающегося и педагога, то уже сегодня своими силами можно создавать инновационные образовательные ресурсы, позволяющие решать многие образовательные и воспитательные задачи. Но при этом возникает вопрос: «А может ли Центр своими силами создать образовательный ресурс не только для собственных нужд, но и востребованный различными слоями населения других регионов России?». Другими словами, могут ли ГОУ, в частности центры дополнительного образования, сегодня создавать конкурентоспособные образовательные Интернет ресурсы?

Сегодня мы даем положительный ответ и на этот вопрос. Да, может! И это убеждение, подтвержденное многолетней практикой МУК-21 «Коньково». Примером этому могут служить, созданные нашими силами (учащимися и преподавателями), например, только за прошлый учебный год такие порталы и сайты, как «Вариативная открытая дистанционная олимпиада по ИКТ» (ВОМУК-21), «Рабочий портфель учащегося по ИКТ», «Дистанционная развивающая математика и информатика» (ДРИМ), "Сайт о правильных сайтах"  «Свободное программное обеспечение для общеобразовательных школ», «ИТ поддержка экологического образования», а также актуализируемые ранее созданные Интернет ресурсы («Виртуальный компьютерный клуб учащихся МУРСиК», «Музей истории развития ВТ и ИТ», «Вербальная энциклопедия информатики»,  и др.).

Часть этих и другие образовательные Интернет ресурсы, разработанные в МУК-21, включены в электронную базу данных проектов МИОО (2008 г.). Среди них: УМК «Римская система счисления», «Мини-программы "Абвгдейка" для решения числовых ребусов», «Вербальный комплексный IQ тест по информатике и ИКТ», «Комплексная программа оценки и развития логико-математического мышления учащихся». Наиболее значимые из них  получают дипломы и сертификаты на всероссийских выставках и научно-практических конференций учащихся таких как, НТТМ, «Электронная Россия: выбор молодых», «ЮНИОР-2008», а также рецензируются в ведущих компьютерных журналах (Мир ПК, Вопросы информационного образования).

Эти ресурсы штатно используются многими образовательными учреждениями в учебном процессе. Часть ресурсов,  представленные в виде совокупности инновационных работ преподавателей, отмечены грантами Москвы (2006 г., 2007 г.), Приоритетного национального проекта «Образования» (2008 г.), грантами Префекта ЮЗАО в области информационных технологий.

Считаем, что ЦДО «Эврика», как крупный инновационный Центр в области образовательных Интернет ресурсов, должен разрабатывать новые открытые ресурсы на основе СБППО, поставляемого в СОШ России, для образовательного пространства дополнительного образования Москвы.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz